Google+
Привет.
На тему сегодняшнего материала меня натолкнула недавняя новость о том, что разработчики нашумевшего в свое время сервиса Find Face придумали новый инструмент идентификации, на этот раз по силуэту человека. Как заявляют сами разработчики, силуэт человека является такой же уникальной характеристикой, как сетчатка глаза или отпечатки пальцев, и в недалеком будущем натренированные алгоритмы смогут с высокой точностью идентифицировать человека только по силуэту.
С одной стороны, эта новость кажется отличным доказательством торжества науки и цифровых технологий, которые дают невиданные ранее возможности и открывают дверь в иную реальность, где преступления будут раскрываться намного проще и быстрее, где не нужно будет носить с собой кучу документов, так как сам человек с его набором уникальных параметров станет документом, с помощью которого можно будет с большой точностью проводить идентификацию этого самого человека.
Но все это справедливо для утопии – идеального мира, в
котором отсутствуют коррупция, злоупотребления, наплевательское отношение к
персональным данным со стороны организаций, занимающихся обработкой этих самых
персональных данных, и многие другие пороки, увы, присущие объективной
реальности, в которой мы с вами живем.
Вопрос даже не в возможностях и употреблении их во в зло,
вопрос скорее в том, что эти самые данные на сегодняшний день никак не защищены
и находятся, по сути, в свободном доступе.
Один из нюансов подобного отношения, который меня, мягко
скажем, удивил, – это то, как банки стали относиться к персональным данным
своих клиентов, а именно к сохранности данных банковских карт. За примером
далеко ходить не нужно – теперь многие банки при замене карты с вышедшим сроком
действия выдают новые карты не в конверте, а просто так, без какой-либо защиты.
Таим образом, ко всем данным карты имеет доступ огромное
число людей из сотрудников банка, которые могут записать, сфотографировать эти
данные, а потом спустя какое-то время лично или с помощью третьих лиц
воспользоваться ими в корыстных, преступных целях. Умиляет ответ одного из
банков на жалобу такого клиента, возмутившегося этим фактом: «Мы тщательно
подбираем сотрудников, в честности которых уверены, а значит, утечки данных
быть не может.»
На мой взгляд, звучит смешно и по меньшей мере непрофессионально,
если учесть количество утечек персональных данных клиентов из банков за
последнее время. Лично я настроен не так оптимистично по отношению к честности
сотрудников банков и был бы рад, если бы при перевыпуске мои карты передавались
мне в запечатанном конверте. В этом случае при возникновении спорной ситуации круг
подозреваемых будет гораздо-гораздо уже. Хоть какая-то видимость безопасности.
Ситуация с картами – это лишь пример того, что в современной
действительности большие возможности могут обернуться большими проблемами из-за
ненадлежащего отношения к сохранности этих самых данных.
То же самое касается и других сервисов, предлагающих
какую-либо обработку ваших персональных данных, включая ваши фотографии.
Речь идет о развлекательных сервисах, таких как FaceApp, DeepFake и прочих.
Увы, но мало кто из пользователей подобных сервисов, загружая туда свою фотографию, задумывается о том, куда, и главное, зачем стекаются все эти данные. Как они могут быть применены впоследствии? Кто может гарантировать их сохранность?
Да, беспокойство на эту тему – это чаще всего просто паранойя (шапочка из фольги уже на мне), так как большая часть подобных данных используется для обучения этих алгоритмов и, возможно, даже не хранится длительное время, но не зря говорят, что если у вас нет мании преследования, то это не значит, что за вами не следят.
Мы ежедневно сталкиваемся с процессом сбора наших
персональных данных, который происходит без нашего ведома, – нас снимают камеры
наружного наблюдения, как частные, так и муниципальные, нас фотографируют
камеры наблюдения ГИБДД, и если в случае с частными камерами эта информация
вряд ли куда-то идет, то насчет камер ГИБДД я бы не был в этом так уверен.
Кроме получения нашего изображения без нашего ведома и согласия, мы сами делимся другими своими персональными данными при получении той или иной услуги. Например, соглашаемся со сбором и обработкой персональных данных при оформлении карт лояльности в торговых сетях, причем иногда желание получить ваши персональные данные приобретает нездоровую форму и оказывается сильнее страха нарушить закон, как случилось со мной на днях в одном из магазинов торговой сети «РивГош» в городе Ульяновск, где сотрудники магазина отказались продавать мне товар без оформления карты.
В ответ на мой отказ оформить карту лояльности сотрудник на кассе стала спрашивать других покупателей, находившихся рядом, есть ли у них карта, чтобы она смогла осуществить продажу со сканированием чужой карты мне в чек.
На моё возражение о том, что я не хочу, чтобы в моем чеке фигурировала чья-либо карта лояльности, а значит, данные другого человека, сотрудник сказала, что иначе не сможет продать мне товар, так как это невозможно из-за того, что покупки без карты «не пропускает система».
Вполне допускаю, что это не прихоть конкретного сотрудника, а спущенная сверху директива, направленная на персонализацию клиентской базы, однако удивляет, что ради этих данных торговая сеть готова пойти на прямое нарушение закона через несоблюдение условий своей же публичной оферты и неправомерный отказ в покупке. На эту тему в законе четко прописано, что приобретение одной услуги или товара не может быть обусловлено необходимостью приобретения другой услуги или товара.
Но с данной ситуацией я буду разбираться с привлечением Роспотребнадзора и иных контролирующих органов, так как есть видео, на котором зафиксирован этот отказ.
Главное, что эта ситуация лишний раз показывает, какую ценность начинают иметь персональные данные и что с каждым днем цена этих данных будет расти.
Уже сегодня торговые сети активно обмениваются данными о
своих клиентах для повышения релевантности рекламных предложений через их
персонализацию. Это сегодня, а завтра?
А завтра никто не отменял BigData, что позволит создать
персональный виртуальный портрет человека, который будет не менее реален, чем
сам человек. Итогом такого рода изменений станет возможность не только
отслеживать конкретного человека и влиять на его жизнь, что уже происходит,
например, в Китае, через социальный рейтинг, но и с высокой точностью прогнозировать
поведение этого самого человека, а значит, при необходимости направлять его и
подталкивать к каким-либо действиям или, наоборот, отвращать от тех или иных
шагов.
И возвращаясь к мысли, высказанной в начале, главное, чтобы
это все не попало не в те руки.
Размышляя на эту тему, поймал себя на том, что стараюсь отворачиваться от камер наблюдения, особенно от камер ГИБДД и камер, размещенных на ведомственных зданиях, причем начал делать это автоматически, хотя понимаю, что это скорее паранойя, особенно если учесть тот факт, что периодически сам размещаю свое изображение в своих же статьях. С другой стороны, изображение в статье – это не способ узнать, где я бываю и чем занимаюсь.
Самое смешное, что делаю это, несмотря на то, что мне нечего
скрывать, так как являюсь законопослушным гражданином. Однако что-то внутри
заставляет пытаться минимизировать объем данных о себе, которым я добровольно
делюсь с окружающими соглядатаями.
Увы, сегодняшняя действительность уже такова, что
среднестатистический обыватель, хочет он этого или нет, оставляет очень много
следов, включая виртуальные, по которым его можно с легкостью идентифицировать,
а значит, отследить.
Если не брать в расчет маркетинговую составляющую, вряд ли
это проблема, так как все эти данные, собранные, например, государством, оказываются
не более чем статистикой из-за того, что лично такой обычный человек системе неинтересен,
а значит, повода для беспокойства нет. Но где гарантия, что завтра этот самый
человек не станет важной фигурой? И что тогда? А тогда вся та безликая
статистика может оказаться очень даже не статистикой. А полезными данными,
которые можно будет использовать в отношении этого самого человека в тех или
иных целях.
И от того, сколько этих самых данных окажется, будет зависеть
и степень воздействия, которое можно будет оказать.
Какой-то конкретный вывод из этого сложно сделать, равно как и давать какие-либо советы, так как на сегодняшний день почти всё вышеперечисленное – это страшилки, но что будет завтра? Поэтому я в этой ситуации предпочитаю придерживаться перефразированного совета – береги честь смолоду, сегодня это всё статистика и разрозненный объем данных, а завтра – кто знает…
И в этой связи у меня вопрос к вам, уважаемые читатели — следите ли вы за тем, какие следы оставляете в сети и стараетесь ли уменьшить количество общедоступных данных о себе?