Я решил вспомнить о серии материалов, посвященной истории китайских производителей смартфонов. Есть разборы всех более или менее крупных игроков — LeEco, Xiaomi, Meizu, OnePlus, Lenovo, Huawei, Oppo, ZTE и Vivo. С момента выхода последнего материала прошло больше года, за это время на рынке успел закрепиться новый бренд — Realme.
Realme стала очередной дочерней компанией китайского холдинга BBK. За два года работы она стала одним из самых быстрорастущих производителей смартфонов в мире, поэтому познакомиться с ней стоит.
Запуск и позиционирование
История основания Realme во многом похожа на OnePlus, только в упрощенном варианте. Без лишних церемоний и анонсов 4 мая 2018 года OPPO представила новый суббренд Realme и первый смартфон — Realme 1. Его запустили в продаже только на индийском рынке, но на самом деле это переименованная версия OPPO A3.
Realme 1 (OPPO A3) сложно назвать уникальным или необычным. Это типичный бюджетный смартфон с 6-дюймовым дисплеем, процессором MediaTek и с одной камерой. Зато стоил он недорого — 8900 индийский рупий, по актуальному курсу это около 8500 рублей.
Компания пыталась повысить ценность новинки, например, сравнивая дизайн смартфона с конкурентом Xiaomi Redmi 5A. И, похоже, что агрессивный маркетинг сработал, потому что за месяц Realme 1 стал четвертым в рейтинге самых продаваемых смартфонов в Индии.
Ситуация с новым брендом китайской компании прояснилась через два месяца после запуска. 30 июля 2018 года один из вице-президентов OPPO Скай Ли (Sky Li) в своем «фейсбуке» объявил об уходе с должности. Только ушел он не к конкурентам и не на более высокую ставку, а решил возглавить новый бренд Realme.
В этом открытом письме Скай Ли поделился целями новой компании — это бренд для стильных и современных устройств, которые нацелены на молодую аудиторию. Заодно он объявил, что Realme становится независимой компанией.
После отделения Realme компания постаралась отстраниться от связи с OPPO и холдинга BBK. Хотя источник финансирования, отдел разработки и производственные мощности одни и те же. В этом плане повторяется стратегия OnePlus, но позиционирование у нового бренда совсем другое — если OnePlus охватывает флагманский сегмент, то Realme сосредоточилась на бюджетном и среднем ценовых сегментах. По сути компания стала конкурентом бренда Redmi от Xiaomi, который в первую очередь нацелен на развивающиеся рынки.
После этого Realme начала штурмовать рынок недорогими смартфонами, до конца 2018 года вышло еще четыре модели — Realme 2, 2 Pro, U1 и C1. Также за это время компания объявила о выходе сразу в пяти новых странах — в Индонезии, Вьетнаме, Малазии, Филиппинах и Тайланде. А 2019 год для компании начался с запуска продаж смартфонов в Пакистане, Египта, Мьянмы и Сингапура.
Несмотря на то, что бренд Realme провигался как независимый, линейка смартфонов Realme 2 за полгода продалась тиражом в 2 миллиона штук. Для новой компании это хороший показатель. По итогам четвертого квартала 2018 года, Realme опередила по уровню поставок материнскую компанию OPPO и заняла пятое место в рейтинге топ-5 производителей с долей рынка 7,5%.
В феврале 2019 года компания представила линейку смартфонов Realme 3 и 3 Pro. Чтобы не делать очередной скучный анонс, компания решила побить какой-нибудь рекорд. В итоге они решили выложить из 1024 смартфонов фирменный слоган Proud to be young и попали в Книгу рекордов Гиннеса.
Еще со смартфонами Realme 3 компания открыла для себя китайский рынок, но занять существенную долю рынка там пока не получилось. Но, что важнее для нас, в июне того же года объявили старт продаж Realme 3 в России. К этому моменту компания успела продать 7 миллионов смартфонов, всего за год.
Итоги первого года
Хорошие показатели продаж Realme за первый год можно легко объяснить. Несмотря на независимость бренда, принадлежность к OPPO и холдингу BBK открывает для компании большой запас средств в виде готовых R&D отделов и производственных линий. К тому же у материнских компаний есть огромный капитал, так что Realme может себе позволить вливать кучу денег в продвижение и продавать смартфоны с минимальной наценкой, чтобы составить конкуренцию Xiaomi и Samsung, которые занимают лидирующие позиции в Индии.
Но самое важное, что всего за год Realme смогла собрать армию фанатов в Индии и других странах, которые обсуждают каждый анонс в соцсетях. Во многом этого удалось добиться за счет активной работы с блогерами, сразу же после презентации нового смартфона появляется несколько десятков обзоров и сравнений с конкурентами. Также у Realme есть собственный форум, в котором владельцы смартфонов бренда обсуждают проблемы, делятся фотографиями и просто общаются. К 2020 году аудитория форума разрослась до миллиона активных пользователей.
Realme не первая придумала работать с блогерами и создавать базу активных фанатов. Подобный подход уже много лет использует Xiaomi в Китае и пытается перенести этот опыт на другие страны.
За 2019 год Realme выпустила выпустила 25 миллионов штук смартфонов. Останавливаться на отдельных смартфонах компании нет смысла, потому что с точки зрения истории в них нет ничего необычного и интересного.
Забавный факт
В конце 2019 года стало известно, что в фирменной оболочке ColorOS для смартфонов Realme (в будущем ее заменят на RealmeUI) появилась реклама. Это рекомендации приложений, которые появляются в разных пунктах меню и уведомлениях. Справедливости ради, компания сразу на собственном форуме опубликовала инструкцию, как отключить эти рекомендации.
В этой практике ничего постыдного нет, многие производители идут на такой шаг, чтобы компенсировать низкую стоимость смартфона. Но тут стоит вспомнить презентацию Realme 3, когда генеральный директор компании пафосно заявил: «мы не продаем рекламу, мы продаем смартфоны». Очевидно, что это был укол в сторону Xiaomi и других производителей, которые дополнительно зарабатывают на рекламе в устройствах.
"wE dOn'T sElL aDs, We SeLl PhOnEs"- @MadhavSheth1, Mar 3 2019 pic.twitter.com/ogjeM22Um7
— Sudhanshu (@Sudhanshu1414) January 2, 2020
Больше продуктов
Уже все маленькие и большие компании поняли, что на одних продажах смартфонов далеко не уедешь, поэтому еще в 2019 году Realme начала расширять линейку устройств — первыми появились проводные и беспроводные наушники Realme Buds, а потом и первые TWS-наушники Buds Air.
В 2020 году Realme представила фитнес-браслет Realme Band — очевидно, ответ на линейку Mi Band от Xiaomi. Только они взяли не стали делать браслет в виде капсулы, а выбрали монолитную конструкцию с несменяемым ремешком. Зато с одного конца ремешок можно отстегнуть и появится штекер USB, который можно подключить к ноутбуку или зарядному устройству.
Еще у Realme за последний год появились фирменные «умные» часы Realme Watch (уже продаются в России), внешние аккумуляторы, рюкзаки и даже недорогие телевизоры.
Что в итоге
За два года работы Realme успела выпустить 23 смартфона разного уровня — это всего на два меньше, чем у Apple 13 лет. Останавливаться на отдельных моделях нет смысла,
Realme сложно назвать интересной компанией — она выпускает недорогие и, возможно, даже хорошие смартфоны, но оригинального в них ничего нет. Компания использует готовую бизнес-модель под руководством холдинга и выпускает несколько смартфонов в квартал.
Сейчас сложно предугадать, какой будет Realme через 5-10 лет. Но вряд ли в таком виде она сможет оставить значимый след в истории мобильной индустрии. В этом нет ничего плохого, ведь OPPO и BBK запустили новый бренд как коммерческий проект и продолжают следовать плану.
Расскажите в комментариях, покупали ли вы что-нибудь от Realme и какие впечатления у вас создает компания.